Начинающие умники
Образование, как таковое, дети начинают получать ещё в детском саду. Воспитатели начинают с раннего возраста учить детей простейшим наукам и пониманию простых истин. Счёт, алфавит, цветопередача, простейший словарный запас, артистичность и музыкальность – вот с чем ребёнок должен покинуть стены детсада. Дальше его ждёт следующий «казённый дом» – школа. Но до того как ребёнок всё-таки начнёт учиться в школе, ему необходим базовый уровень знаний. Существуют некоторые критерии успеваемости. То, что детям преподавали в саду, они должны знать и уметь оперировать полученными знаниями. С высоты своего интеллекта родители зачастую не понимают ребёнка – как можно не уметь складывать 7 и 4. Очень часто родители уповают на то, что в школе дети научатся всему. На самом деле, ребёнка подготавливают к школе ещё в садике. А образование в целом и тяга к знаниям формируется и закладывается ребёнку его близким окружением – родителями, родственниками, друзьями и воспитателями. Нужно с особым вниманием преподносить детям учебный материал. Не перенапрягая ребёнка, с определённой долей строгости и дисциплины учить его началам наук, бытовому поведению, отношениям в обществе и т. д.
В детских садах с детьми занимаются по утверждённым программам. Существует множество учебных процессов, адресованных малышам для ознакомления их с математикой, русским языком, искусством и спортом. Все материалы даются в утверждённом объёме и с определённой направленностью. Но, как и во всех правилах, есть свои исключения… Образовательные программы написаны такими же взрослыми, как и мы с Вами. Конечно, все программы составлены с участием психологов, логопедов, учителей, медиков и т. д. И, конечно же, все программы направлены на усреднённый уровень детей. По сути дела, индивидуального подхода к каждому ребёнку нет и, в принципе, быть не может. Воспитателю очень тяжело справиться с двадцатью-тридцатью детьми, а уж определить уровень восприятия информации каждого ребёнка и подобрать индивидуальный подход – практически невозможно. Для этого и придуманы, введены и используются учебные программы для групповых занятий в детских садах. Но, как мы все знаем, каждый ребёнок (а уж тем более – наше собственное чадо!) – одна сплошная индивидуальность. Так как же узнать – действительно ли наш ребёнок усвоил материал лучше других? Он правда такой умный, каким мы его видим, или стоило бы подтянуть какие-либо знания? А как на счёт поведения? Ведь в школе уже не будет игр на воздухе, коллективных собираний пирамидок из кубиков и свободного передвижения из игровой в туалет или в коридор! Как рассказать ребёнку, что детство постепенно уходит, и через полгода он будет обязан самостоятельно отчитываться за свои поступки, его успеваемость и поведение будут оцениваться, а о некоторых свободах придётся забыть?
Начав свой тернистый путь по гранитам школьных знаний, ребёнок должен понимать, что ему предстоит. Попав в другую среду, в режимный объект со множеством людей разного возраста, человек испытывает сильное волнение. Маленький же человек, ощущая подобные перемены, испытывает чуть ли не шок. Мы все через это проходили. Каждый переживал перемены в жизни по-разному. Но какое впечатление произведёт школа на ребёнка – никто не скажет наверняка. Главное – это чтобы Ваш ребёнок не потерял интерес к учёбе раньше, чем начнётся основная работа учителей.
Как объяснить детям – что такое школа? Как определить, что Ваш ребёнок готов к школе? Как понять – продолжит он пополнять детсадовские знания или для него весь материал будет новым и непонятным? Как, в конце концов, рассказать ему о правилах поведения в школе?..